Заведующий учебно-методическим кабинетом ГАПОУ «Новотроицкий политехнический колледж» Оренбургской области Жих Наталья Николаевна и начальник центра по взаимодействию с учебными заведениями АО «Уральская Сталь» Дыга Евгения Константиновна приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена», где представили лучшие практики развития новой образовательной технологии на базе образовательно-производственного кластера металлургической отрасли в рамках деловой программы.
Доклад «Формы сотрудничества с работодателями и организациями-партнерами при проведении демонстрационного экзамена» вызвал широкий интерес и заинтересовал участников.
Город Новотроицк является территорией опережающего социально-экономического развития и ГАПОУ «Новотроицкий политехнический колледж» – одна из ведущих организаций среднего профессионального образования, готовящих кадры для предприятий металлургического комплекса. Более 65 лет колледж готовит кадры для своего базового предприятия АО «Уральская сталь» и на протяжении многих лет выстроена уникальная организационная модель взаимодействия «колледж – предприятие».
Взаимодействие колледжа с работодателями развивается сегодня в следующих направлениях: совершенствование содержания образования; ориентация на рынок труда; кадровое обеспечение образовательного процесса; материально-техническое обеспечение; привлечение дополнительных финансовых средств; система контроля качества образования; трудоустройство выпускников и участие представителей по направлениям в аттестационные процедуры демонстрационного экзамена с применением инструмента учета отраслевой специфики региональной экономики.
Сложившаяся практика организации и проведения демонстрационного экзамена, направления его развития ставят перед колледжем и работодателем ряд вопросов, требующих активного взаимодействия заинтересованных сторон в части содержания оценочных материалов демонстрационного экзамена и формирования экспертного сообщества демонстрационного экзамена.
С 2022 года в Новотроицком политехническом колледже, реализующем программы среднего профессионального образования (ППССЗ и ППКРС), началась апробация, а затем и внедрение новой формы проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационного экзамена.
Представители АО «Уральская Сталь» по направлениям участвуют в совместной работе по организации и проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как с колледжем, так и с институтом развития профессионального образования. В период с 2021 по 2024 годы основными формами сотрудничества с предприятием-партнером при разработке оценочных материалов демонстрационного экзамена базового и профильного уровней были следующие:
− изучение и анализ запросов предприятия-партнёров посредством проведения опросов ведущих специалистов и сотрудников дирекции по персоналу АО «Уральская Сталь» (не менее трех встреч в год);
− обучение представителей предприятия-партнёра в рамках подготовки экспертов демонстрационного экзамена (обучено 8 сотрудников предприятия);
− направление квалифицированных представителей предприятия-партнёра для участия в отборе экспертов оценочных материалов демонстрационного экзамена (23 представителя АО «Уральская сталь»);
− анализ образовательных программ среднего профессионального образования, разработанных и реализованных в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (реализуются 8 образовательных программ);
− участие в непосредственной разработке оценочных материалов в составе инициативной рабочей группы по разработке проектов оценочных материалов демонстрационного экзамена (8 представителей АО «Уральская сталь»);
− участие в разработке вариативной части комплектов оценочной документации (8 представителей АО «Уральская сталь»);
− рецензирование проектов оценочных материалов демонстрационного экзамена на уровне страны (8 представителей АО «Уральская сталь»);
− общественное обсуждение проектов оценочных материалов демонстрационного экзамена (8 представителей АО «Уральская сталь»);
− встречи, консультации и иные мероприятия по вопросам разработки и экспертизы оценочных материалов;
Оценка и анализ результатов демонстрационного экзамена работодателем позволяет колледжу выявить дефициты в подготовке выпускника и осуществить целенаправленный поиск эффективных механизмов реализации образовательных программ.
Сегодня формами взаимодействия с предприятием-партнером в целях организации промежуточной и государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена с целью содействия популяризации демонстрационного экзамена в профессиональной среде и демонстрации готовности колледжа сотрудничать по вопросам подготовки выпускников, востребованных на рынке труда, выступают:
− заключение в установленном порядке соглашений о сотрудничестве по различным направлениям взаимодействия, в том числе о признании результатов демонстрационного экзамена;
− обучение представителей АО «Уральская Сталь» по программе «Эксперт демонстрационного экзамена»;
− признание организациями-работодателями цифрового паспорта компетенций в качестве документа, подтверждающего освоение выпускником профессиональных компетенций, необходимых для выполнения производственных задач в конкретной профессиональной деятельности;
− популяризация процедуры проведения демонстрационного экзамена в производственной среде;
− участие представителей предприятия-партнёра в экспертной оценке заданий демонстрационного экзамена в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации;
− предоставления колледжу оборудования, инструментов, расходных материалов для проведения демонстрационного экзамена, а также площадки для организации центров проведения демонстрационного экзамена;
− выработка модели стажировки педагогических работников колледжа на базе АО «Уральская Сталь» в контексте вопросов организации и проведения демонстрационного экзамена;
− обсуждение итогов проведения демонстрационного экзамена;
− обмен информацией, в том числе касающейся вопросов трудоустройства выпускников колледжа;
− организация встреч, консультаций и иных мероприятий по вопросам проведения демонстрационного экзамена;
− создание рабочих групп по вопросам, требующим отдельного решения.